Договор с ресурсоснабжающей организацией

Среднестатистическому жителю мегаполиса сложно представить свою жизнь без благ цивилизации. Особенно, без воды, газа, электричества. Их обеспечением и занимаются специальные организации, сокращенно именуемые как РСО.

Что представляют собой компании РСО в ЖКХ, каков порядок оказания услуг населению, на какие привилегии могут рассчитывать собственники жилья, получая эти продукты – рассмотрим в статье.

Что такое РСО в ЖКХ?

Ресурсоснабжающая организация - это исполнитель коммунальных услуг или кто?

 

В качестве учреждений РСО в ЖКХ на практике выступают поставщики:

  • электроэнергии;
  • тепла (отопления);
  • газа;
  • горячей и холодной воды.

Помимо этого, к перечню РСО в ЖКХ принято относить транспортные компании, поставляющие ресурсные элементы к месту назначения. Категория включает в себя и всевозможные объединения, занимающиеся следующими направлениями деятельности:

  • избавление помещений от вредоносных животных (крыс, мышей), насекомых (муравьев, мошек, тараканов, блох);
  • утилизация бытовых отходов;
  • монтирование телевизионных антенн;
  • освещение участков, прилежащих к домовым территориям.

Отсюда следует вывод, что организации по снабжению ресурсами обеспечивают населению широкий перечень услуг.

Нормативная база

Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения.

Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании.

Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.

Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е.

дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.

Порядок предоставления услуг

В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость.

В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.

Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е.

доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг).

В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.

Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.

Остро строит перед организациями проблема неплатежей со стороны потребителей ЖКУ. Дело в том, что стоимость этих сервисов высокая, а доходы населения – низкие.

Нередко исполнитель коммунальных услуг вырученные от жильцов средства применяет в собственных целях и нуждах (покрытие других расходных направлений, компенсация прочих издержек и др.).

Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.

Может ли РСО быть управляющей компанией?

Управляющая организация (УК) – юридическое лицо, занимающееся эксплуатированием, управлением и содержанием жилищного фонда в связи с договором, заключенным между собственниками недвижимости и УК.

Проще говоря, управляющее звено является посредником, занимающимся сбором средств у жильцов в целях оплаты ресурсов, поставляемых со стороны РСО. Т. е.последние выступают в качестве субподрядчиков, а УК – в роли подрядчиков для жильцов многоэтажек.

Вдобавок к этому за управляющей организацией закреплено обязательство, связанное с содержанием жилого фонда в соответствующем состоянии (т. е. оказание жилищных услуг). В итоге она:

  • занимается сбором денег с населения на капитальные ремонтные работы;
  • проводит восстановительные мероприятия в отношении общедомовых помещений.

Поэтому РСО в ЖКХ никак не могут являться управляющими компаниями, т. к. не осуществляют подобных мероприятий и не решают коммунальные задачи.

Тем не менее, ресурсоснабжающие компании в состоянии принимать платежи от потребителей своих же услуг и заключать договора на данный вид деятельности. Когда собственники квартир многоэтажного дома, управляющие своим зданием в самостоятельном порядке (например, посредством ТСЖ), заключают контракт с РСО, то последняя принимает на себя роль исполнителя и оказывает коммунальные услуги.

Помимо этого, РСО в ЖКХ является непосредственным исполнителем в рамках следующих ситуаций:

  • если владельцы жилья до сих пор не выбрали оптимальный для себя способ управления жилым фондом;
  • если период действия прежнего способа истек, а новый еще не был установлен.

Все ситуации, в которых РСО приравнивается к УК, оговариваются в рамках правительственного постановления России №354.

Когда можно заключить договор напрямую с РСО, минуя ЖКХ?

В настоящее время потребители коммунальных услуг вправе заниматься заключением прямых соглашений с РСО, минуя ЖКХ. Сделать это позволено в следующих случаях:

  • если собственник проживает в частном доме;
  • если в рамках проведения общего собрания был избран подобный способ управления;
  • если УК или ТСЖ задолжали РСО свыше трех месячных сумм за коммунальные сервисы.

При возникновении подобных ситуаций владельцы недвижимости имеют возможность оформления прямого договора на поставку нужных услуг с РСО. Такой способ сопряжен с рядом положительных моментов:

  • не нужно держать на рабочих местах много государственных служащих;
  • отсутствует необходимость несения ответственности за деяния или бездействие недобросовестных соседей, которые не вносят платежи за КУ;
  • возможность найма подрядчиков на короткий временной период в целях проведения мер, связанных с восстановлением жилого фонда (а это, в свою очередь, способствует экономии по причине большой конкуренции в этой нише).

Если говорить об отрицательных моментах, возникающих в ходе заключения подобных договоров с РСО, можно выделить следующее:

  • разногласия между жителями могут привести к тому, что многоэтажное здание перестает подлежать качественному и эффективному управлению;
  • есть вероятность нерегулярного внесения платы за коммунальные услуги;
  • отсутствие возможности проведения капитального ремонта за счет средств, выданных Фондом содействия реформам ЖКХ.

Плюсы и минусы работы напрямую с РСО

Взаимодействие напрямую с РСО минуя ЖКХ имеет несколько положительных и отрицательных аспектов. Рассмотрим их в таблице.

Критерий Преимущества Недостатки
 Рисковые факторы Вероятность разорения управляющей организации стремится к нулю, т. к. потребитель оплачивает услуги напрямую Может снизиться качество управления жилым фондом в связи с противоречиями, возникающими между жильцами
 Распределение средств Оно является максимально справедливым, поскольку никто не несет ответственности за неуплату услуг другими жильцами Возможно, оплата услуг будет осуществляться жильцами нерегулярно в связи с нестабильностью доходов населения
 Удобство оплаты Средства вносятся строго на счет РСО, которая закреплена за каждым домохозяйством Придется оплачивать предоставляемые услуги в разных местах всем потребителям
 Дополнительные трудности Т. к. посредническое звено отсутствует, расчетные операции являются максимально простыми и прозрачными В процессе проведения расчетов могут возникать некоторые нюансы, требующие поиска нескольких путей решения

Ответственность РСО за расчеты

Согласно действующему законодательству, за все нарушения несет ответственность непосредственно исполнитель коммунальных услуг. Размер взысканий составляет 50% от суммы погрешности. Т. е.когда РСО начинает принимать на себя роль исполнителя, на нее возлагается ответственность и по оплате штрафа. Если расчет неверный, пишется заявление исполнителю. В случае отсутствия ответа необходимо обращаться в РОСПОТРЕБНАДЗОР, суд, прокуратуру.

Такие методы способствуют повышению качественных характеристик КУ и повышению прозрачности расчетных операций.

Планируемые нововведения

Жилищное законодательство постоянно совершенствуется и обновляется. Прямое тому доказательство – выход нового закона в 2018 г., позволяющего сторонам (РСО и жильцам) заключать договоры напрямую минуя ЖКХ. В ближайшее время планируется усовершенствовать системы расчетно-оплатных мероприятий и добиться повышения качества оказываемых коммунальных услуг.

Заключение

Организации, снабжающие население ресурсами – важнейшие звенья во всей структуре ЖКХ. Их задача – бесперебойная поставка воды, газа, света и поддержание качества услуг на соответствующем уровне.

Источник: https://uslugi-zhkh.ru/zhilishhnye-uslugi/rso-v-zhkh/

Исполнитель коммунальных услуг

Любые ресурсы, которые доставляются в ваш дом, а именно электричество, вода, тепло и газ, согласно 4 части статьи 154 Жилищного кодекса РФ называются коммунальными услугами. Они производятся и предоставляются различными компаниями, о которых и пойдёт разговор.

Управляющая компания

Сначала разберемся с расшифровкой непонятных аббревиатур, чтобы в будущем не возникало трудностей. УК (или УО) расшифровывается, как управляющая компания (организация). Ресурсоснабжающая организация в дальнейшем будем именоваться, как РСО.

Это интересно! Раз уж мы затронули два фигурирующих лица, то скажем и о третьем. Потребители – это жильцы многоквартирных или малоквартирных домов, или люди, проживающие в частных домах. Простыми словами, лица, для которых эти самые услуги и производятся.

Управляющая компания же содержит, управляет и эксплуатирует жилищный фонд в связи с договором между владельцами недвижимости и самой организацией, т.е. когда мы говорим о том, кто является исполнителем коммунальных услуг, мы подразумеваем УО.

Простыми словами, она является посредником между проживающими лицами в многоквартирных домах и ресурсоснабжающей организацией. Иногда, возможно заключения договоров напрямую между РСО и собственниками, но об этом чуть позже.

Также в деятельность управляющей компании входит содержание в надлежащем виде жилого фонда, своевременный сбор средств на капитальный ремонт.

Понятие ресурсоснабжающей организации

РСО для простых потребителей приходится производителем коммунальных услуг. Давайте разберём их деятельность более подробно. Помимо обозначенных выше коммунальных услуг: водоснабжение, тепло, электроснабжение и газовые поставки; Ресурсоснабжающая организация так же занимается следующими видами деятельности:

  • ликвидацией грызунов и насекомых;
  • утилизацией мусорных отходов;
  • освещением близлежащих участков и дворов;
  • установкой общедоступных антенн для телевизоров.

Таким образом, РСО производит и доставляет все возможные коммунальные услуги. По закону их деятельность регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации.

Взаимоотношения РСО и УК

После того, как мы разобрались с аббревиатурами, и чем занимается каждая из организаций, давайте рассмотрим, какое взаимодействие происходит между управляющей компанией, РСО и собственниками жилых помещений. Начнём с двух юридических лиц. Они заключают двухсторонний договор на поставку коммунальных услуг.

На ресурсоснабжающую организацию возлагается ответственность по производству и доставке бытового обслуживания. В свою очередь, управляющая организация отвечает за сбор денег с собственников и перевод средств РСО.

Хоть схема и проста для понимания, на практике часто возникают трудности из-за непрозрачности деятельности жилищно-коммунального хозяйства.

Взаимоотношения УО и собственников жилья

Как и в первом случае, между двумя сторонами заключается договор, в котором прописаны права и обязанности каждого. Владельцы жилищных помещений и имею право на:

  • получение коммунальных услуг в полном объеме;
  • требование проверки качества предоставляемых ресурсов;
  • получение обязательной информации, прописанной в договоре;
  • требование материальной компенсации за нанесенный ущерб, если коммунальные услуги были в ненадлежащем качестве.

Обязаны:

  • своевременно вносить абонентскую плату;
  • сообщать о нарушениях во внутридомовых инженерных системах;
  • использовать комнатные приборы учёта;
  • обеспечивать проверку счётчиков и инженерных систем.

Исполнитель же несколько больше обязательств, перечислим самые важные из них:

  • производить расчёт по коммунальным услугам;
  • техническое обслуживание внутридомовых систем;
  • подписывать договор с РСО о закупке коммунальных ресурсов;
  • обеспечивать потребителя коммунальными услугами.

Список можно продолжать до бесконечности, обязательства перед собственниками велики и обширны, поэтому и спрос с УО будет больше.

Взаимоотношения РСО и собственников жилья

Может показаться, что никакого взаимодействия между ними нет и всё предельно просто, но это не так. При наличии управляющей организации, ресурсоснабжающая организация и собственники никак не связаны.

В редких случаях, РСО можно рассматривать, как исполнителя коммунальных услуг. Это происходит тогда, когда управление многоквартирным домом осуществляется этими способами:

  • при помощи УК;
  • с помощью кооперативного объединения;
  • напрямую собственниками жилья.

Это три наиболее популярных варианта, когда энергоснабжающая компания становится исполнителем в жкх. Чтобы узнать более подробную информацию, следует обратиться к 354-му постановлению Российской Федерации.

Может показаться, что если снабжающая организация занимается оказанием предоставления услуг и сбором платежей, то управляющая компания вовсе не нужна и можно обойтись без неё. Но не всегда это только положительный момент.

Давайте рассмотрим достоинства и недостатки такой ситуации. Сначала затронем «плюсы» прямых договоров:

  • отсутствие расходов на содержание УО;
  • собственники не будут страдать из-за соседей, которые несвоевременно платят по счетам;

К главным «минусам» можно отнести:

  • придётся оплачивать предоставление услуг в разных местах, это не всегда удобно;
  • возникновение трудностей при перерасчётах.

Как мы видим, не всё так однозначно при заключении договора о ресурсоснабжении напрямую. Жильцы каждого дома выбирают способ управления на свой страх и риск, исходят из того, что подходит им больше всего.

Если мы говорим о заключении договора между РСО и юридическими лицами на предоставление коммунальных услуг организациям, то всё зависит от регионального законодательства. Чаще всего, договоры заключаются напрямую и ЖКХ не участвует в этой цепочке.

Обязанность УО при прямых договорах

Ресурсоснабжающая организация - это исполнитель коммунальных услуг или кто?

УК продолжает нести ответственность за обеспечение инженерных внутридомовых систем к бесперебойной работе. Также они принимают заявки от собственников жилых помещений по поводу работы не надлежащего качества.

Компания обеспечивает взаимодействие между РСО и владельцами недвижимости.Ответственность за качество предоставляемых ресурсов разделена по границе дома. Если нарушения в работе коммунальных услуг произошли до поступления в жилищный фонд, то перерасчёт идёт со стороны РСО. При несоблюдении качества во внутридомовых инженерных системах, материальную компенсацию выплачивает УК.

Заключение

Теперь подведём краткий итог, чтобы точно никто не запутался. Расшифровка РСО и УК – ресурсоснабжающая организация и управляющая компания соответственно.

Первая занимается тем, что производит и транспортирует их до жилищного фонда. Вторая обеспечивает своевременную оплату и уход за многоквартирными домами.

Важно! Исполнителем ресурсоснабжения является именно УО, в некоторых же случаях возможно заключение договора на поставку коммунальных услуг с РСО напрямую. Юридические лица используют этот способ чаще всего. Тема коммунальных услуг обширна и необъятна. Хорошо если вы нашли ответы на интересующие вас вопросы.

Источник: https://okommunalke.ru/voprosy/ispolnitel-kommunalnyh-uslug

Актуальные споры потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Гражданин-потребитель, как правило, в правоотношениях выступает слабозащищённой стороной. Именно поэтому с целью установления баланса интересов было разработано законодательство о защите прав потребителей.

Одной из сфер, где правовому положению потребителей уделено особое внимание, является сфера предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Читайте также:  Как распознать мошенников Вконтакте?

Контрагентами потребителя в складывающихся в этой сфере отношениях выступают ресурсоснабжающие организации ― бесспорные монополисты на рынке предоставления коммунальных услуг, а также управляющие организации, конкуренция между которыми весьма ограничена.

В настоящей статье даётся анализ самых «проблемных» споров с точки зрения защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ресурсоснабжающая организация как исполнитель коммунальных услуг

В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или ресурсоснабжающая организация (при непосредственной форме управления многоквартирным домом).

Указанное правило Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ― ЖК РФ) является императивным.

Это означает, что в случаях, когда собственниками помещений в многоквартирном доме выбран отличный от непосредственной формы способ управления многоквартирным домом, ресурсоснабжающая организация не может являться исполнителем коммунальных услуг.

Вместе с тем, несмотря на указанное императивное правило, суды позволяют себе давать двоякое толкование системе договорных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Так, предметом рассмотрения в Верховном суде Российской Федерации стало заявление о признании недействующим пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Постановление № 354), согласно которому управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключённому управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключённого управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

По мнению заявителя, указанная норма ограничивает право собственника жилого помещения на реализацию его волеизъявления, выраженного в решении общего собрания, закрепившего порядок ведения управления управляющей организацией путём определения даты предоставления коммунальных услуг этой организацией.

Разрешая дело, суд указал, что управляющая организация не может оказывать коммунальные услуги потребителям без заключения договора поставки коммунальных ресурсов с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Доводы о том, что оспариваемое нормативное предписание порождает неопределённость в вопросе внесения платы за предоставленные коммунальные услуги, суд посчитал необоснованными. Ресурсоснабжающая организация, как и управляющая, может являться исполнителем коммунальных услуг.

Договор, содержащий положение о предоставлении коммунальных услуг, заключённый путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключённым потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.

Соответственно, в период, в течение которого выбранная управляющая организация ещё не заключила договора поставки коммунального ресурса, ресурсоснабжающая организация признаётся исполнителем коммунальных услуг, несмотря на наличие лица, осуществляющего управление многоквартирного дома1.

Плата за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды

Коммунальные услуги, потребляемые в результате использования общего имущества в многоквартирном доме, признаются общедомовыми нуждами. Плата за общедомовые нужды осуществляется исходя из установленных нормативов потребления.

Однако в случае, когда в многоквартирном доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учёта, их размер определяется как разница показаний коллективного (общедомового) прибора учёта и суммы показаний индивидуальных приборов учёта.

Расчёт размера платы за общедомовые нужды сопряжён с появлением так называемых небалансов, которые также подлежат оплате.

Причины их возникновения разные: плата за потребляемые коммунальные услуги по нормативу (появляется сверхнормативное потребление), непредставление ежемесячных показаний приборов учёта, потери в сетях вследствие их ненадлежащего содержания лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

В любом случае, перед участниками отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг встаёт вопрос: кто же должен оплачивать возникающие небалансы при потреблении коммунальных услуг на общедомовые нужды?

Абзацы второй и третий пункта 44 Постановления № 354 закрепляют в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учёта, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведённым в установленном порядке, решения о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объём коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счёт собственных средств.

При этом установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Постановления № 354 порядок расчёта не распространяется на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

Позиция Верховного суда Российской Федерации по данному вопросу сводится к тому, что отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.2

Указанная позиция суда во взаимосвязи с вышеприведённой по вопросу о том, может ли ресурсоснабжающая организация являться исполнителем коммунальных услуг, порождает неравенство субъектов.

Если судами установлено, что ресурсоснабжающие организации, наряду с лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, могут являться исполнителями коммунальных услуг, то почему же в вопросе платы сверхнормативного потребления на общедомовые нужды такие исполнители «остаются в стороне», в результате чего потребители вынуждены самостоятельно нести все расходы, связанные с общедомовым потреблением.

Так, жители г. Дзержинска Нижегородской области обратились в суд с требованием признать действия ресурсоснабжающей организации по выставлению счетов на оплату электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды, противоправными.

Ресурсоснабжающая организация является поставщиком коммунальных ресурсов, в то время как исполнителем коммунальных услуг выступает управляющая организация.

В этой связи управляющая организация, как исполнитель, должна выставлять потребителям счета на оплату электроэнергии, потребляемой в том числе на общедомовые нужды.

Вместе с тем суд посчитал иначе. В отсутствие договора, заключённого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, ресурсоснабжающая организация вправе выставлять платёжный документ и взимать плату как за электроэнергию, потребляемую в индивидуальных помещениях, так и за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды.

В указанных условиях ресурсоснабжающая организация может быть отнесена к исполнителю коммунальных услуг.

Если управляющая организация не заключила договоров поставки коммунального ресурса, ресурсоснабжающая организация обязана приступить к предоставлению коммунальных услуг соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Важно отметить, что ранее тот же Дзержинский городской суд Нижегородской области придерживался другой позиции.

«Исходя из анализа указанных правовых норм следует, что производить расчёт и взимать плату за подачу жителям многоквартирных домов электрической энергии имеет право лицо, обладающее статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги, который, в свою очередь, зависит от выбранного собственниками жилых помещений в многоквартирных домах способа управления домами, в связи с чем ресурсоснабжающая организация имеет право взимать плату и выставлять квитанции за поставляемые ресурсы только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками расположенных в нём помещений либо на основании принятого в установленном порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации».4

Таким образом, ресурсоснабжающая организация не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жителей многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющей организацией или товариществом собственников жилья, плату за потреблённую электроэнергию на общедомовые нужды. Указанные действия являются незаконными.

Споры о качестве предоставленной коммунальной услуги

Одним из условий надлежащего оказания услуги является её качество. Статья 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» качество услуги определяет как её соответствие обычно предъявляемым требованиям и пригодность для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Несмотря на кажущуюся простоту формулировки, доказать качество оказанной услуги зачастую бывает не просто. Особенно когда дело касается оказания коммунальных услуг.

Определение понятия «коммунальные услуги» содержится в Постановлении № 354.

«Коммунальные услуги» — это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Таким образом, процесс оказания услуги заключается в передаче исполнителем потребителю коммунального ресурса — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, сточные бытовые воды. Соответственно, услугами являются холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Общим критерием качества для всех оказываемых коммунальных услуг является их предоставление без перерывов или с допустимой продолжительностью перерыва.

Каждый отдельный вид услуги обладает своими параметрами качества: холодное, горячее водоснабжение и газоснабжение — состав и свойства, давление; горячее водоснабжение и отопление — давление и температура; электроснабжение — напряжение и частота электрического тока.

Ответственность исполнителя за нарушение качества коммунальной услуги складывается из нескольких составляющих: исполнитель обязан произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу, а потребитель вправе требовать уплаты неустойки.

Размер неустойки подлежит определению в соответствии с законодательством о защите прав потребителя.

При этом, если требование потребителя об уплате неустойки не будет исполнено в добровольном порядке, в суде с исполнителя будет взыскан штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя.

Из правоприменительной практики следует, что основанием для перерасчёта размера платы за коммунальные услуги являлся лишь акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. При этом относимым и допустимым доказательством по делу будет являться только акт, составленный в соответствии с требованиями законодательства5.

Обязанность по организации и проведению проверки факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, лежит на исполнителе коммунальных услуг. Указанной обязанности корреспондирует право потребителя требовать проведение проверки качества предоставляемых коммунальных услуг и составления соответствующего акта по результатам её проведения.

Так, Б. обратилась в суд с иском к ООО «Завитинская Управляющая компания» об изменении размера оплаты коммунальных услуг по отоплению в связи с тем, что услуги по отоплению оказывались ненадлежащего качества, с нарушением температурного режима.

Указанное требование было удовлетворено судом первой инстанции, а также оставлено в силе судами апелляционной и кассационной инстанций по причине того, что факт оказания услуг ненадлежащего качество подтверждался соответствующим актом.

При этом нарушение температурного режима произошло не только в квартире истца, а потому доводы ответчика о зашлакованности радиаторов отопления в жилом помещении истца и, как следствие, нарушении теплового контура, не могут быть учтены судом.6

Зачастую по указанной категории споров потребители коммунальных услуг предпочитают обращаться не с самостоятельным иском, а заявлять его в качестве встречного требования.

ООО «Тёплый дом» обратилось в суд с иском к ответчикам  Б.М., Б.И., Б.А. о взыскании солидарно задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Ответчики с иском не согласились, суду пояснили, что в трёх комнатах и кухне занимаемого жилого помещения, ввиду аварийного состояния, были демонтированы радиаторы отопления. Для обогрева жилого помещения ими используется альтернативный источник отопления.

Ранее истец самостоятельно производил ему начисление платы за отопление только исходя из площади комнаты, в которой находится рабочий радиатор отопления. Впоследствии начисление стало производиться исходя из остальной площади квартиры.

Судом было установлено, что по факту, изложенному ответчиками, был составлен акт технического освидетельствования системы отопления и горячего водоснабжения, согласно которому температура воздуха в квартире ответчиком составляла + 140С.

Поскольку доказательств предоставления надлежащего качества указанных услуг не имеется, акт об устранении недостатков предоставления коммунальной услуги составлен не был, температурный режим в квартире ответчиков не измерялся, то суд первой инстанции верно установил, что в спорный период услуга по отоплению ответчикам в полном объёме не предоставлялась и у ООО «Тёплый дом» не имелось достаточных оснований для начисления ответчикам платы за данный вид коммунальной услуги.7

Вышеприведённые позиции судов ещё раз показывают незащищённость потребителей в данных категориях споров. В этой связи требуется существенная корректировка действующего законодательства в области оказания жилищно-коммунальных услуг с точки зрения переориентации его на защиту прав и законных интересов потребителей таких услуг.

Источник: http://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?694

Ресурсоснабжающая организация — это исполнитель коммунальных услуг или кто? 2019 год

В отношениях по предоставлению коммунальных услуг помимо потребителей и поставщиков коммунальных ресурсов присутствует некто – исполнитель.

При выборе собственниками помещений в доме непосредственной формы управления это лицо остается неизвестным.

Рассмотрим, является ли ресурсоснабжающая организация (РСО), с которой у собственников помещений заключены прямые договоры о приобретении коммунальных ресурсов (договоры об обслуживании внутридомовых сетей заключены собственниками с другими организациями) в случае выбора непосредственного управления, исполнителем коммунальных услуг со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Читаем законодательство

Как следует из п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнителями коммунальных услуг признаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим требованиям:

  • производят или приобретают коммунальный ресурс;
  • отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, посредством которых предоставляют коммунальные услуги потребителям;
  • предоставляют потребителям коммунальные услуги.

Буквальное толкование такого определения позволяет утверждать, что юридическое лицо и ИП не могут рассматриваться как исполнители коммунальных услуг, если в их деятельности отсутствует хотя бы один из вышеперечисленных элементов. Исполнителем коммунальных услуг в зависимости от выбранного собственниками способа управления домом могут быть:

  • ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные потребительские кооперативы;
  • а при непосредственном управлении – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

При непосредственном управлении РСО зачастую только подает коммунальный ресурс на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей и не предоставляет потребителям коммунальные услуги. Данное положение закреплено в п.7 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым при непосредственном управлении собственники заключают договор о приобретении коммунальных ресурсов с соответствующей РСО.

Читайте также:  Периодичность и сроки поверки электросчетчика

При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме, или собственниками самостоятельно, если договором с РСО не предусмотрено иное.

Таким образом, в строгом соответствии с законодательством РСО, с которой собственники, осуществляющие непосредственное управление домом, заключили договоры о приобретении коммунальных ресурсов, исполнителем коммунальных услуг не является.

Данное утверждение не вызывает сомнения в части возложения на РСО обязанности по содержанию внутридомовых инженерных сетей. Однако вопрос о выполнении РСО иных обязанностей, возложенных Правилами предоставления коммунальных услуг на исполнителя коммунальных услуг, остается открытым.

Толкуем законодательство

Правила предоставления коммунальных услуг распространяют свое действие на отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1). Тем не менее в силу их п.8 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с РСО с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить самим правилам и иным нормативным правовым актам РФ.

Стоит обратить внимание на то, что «не должны противоречить» в контексте упомянутой нормы не значит «должны соответствовать» им. Кроме того, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает пределы ответственности РСО по договору с потребителями.

Так, РСО несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Минрегион РФ в письмах от 29.11.2007 № 21492‑СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями» РСО (Ресурсоснабжающие организации) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предоставление коммунальных ресурсов и их прямую поставку к местам непосредственного потребления.

В качестве учреждений РСО в ЖКХ на практике выступают поставщики:

  • электроэнергии;
  • тепла (отопления);
  • газа;
  • горячей и холодной воды.

Помимо этого, к перечню РСО в ЖКХ принято относить транспортные компании, поставляющие ресурсные элементы к месту назначения. Категория включает в себя и всевозможные объединения, занимающиеся следующими направлениями деятельности:

  • избавление помещений от вредоносных животных (крыс, мышей), насекомых (муравьев, мошек, тараканов, блох);
  • утилизация бытовых отходов;
  • монтирование телевизионных антенн;
  • освещение участков, прилежащих к домовым территориям.

Отсюда следует вывод, что организации по снабжению ресурсами обеспечивают населению широкий перечень услуг.

Нормативная база

Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения.

Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании.

Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.

Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е.

дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.

Порядок предоставления услуг

В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость.

В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.

Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е.доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг).

В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.

Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.

Остро строит перед организациями проблема неплатежей со стороны потребителей ЖКУ. Дело в том, что стоимость этих сервисов высокая, а доходы населения – низкие.

Нередко исполнитель коммунальных услуг вырученные от жильцов средства применяет в собственных целях и нуждах (покрытие других расходных направлений, компенсация прочих издержек и др.).

Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.

Может ли РСО быть управляющей компанией?

Управляющая организация (УК) – юридическое лицо, занимающееся эксплуатированием, управлением и содержанием жилищного фонда в связи с договором, заключенным между собственниками недвижимости и УК.

Проще говоря, управляющее звено является посредником, занимающимся сбором средств у жильцов в целях оплаты ресурсов, поставляемых со стороны РСО. Т. е.последние выступают в качестве субподрядчиков, а УК – в роли подрядчиков для жильцов многоэтажек.

Вдобавок к этому за управляющей организацией закреплено обязательство, связанное с содержанием жилого фонда в соответствующем состоянии (т. е. оказание жилищных услуг). В итоге она:

  • занимается сбором денег с населения на капитальные ремонтные работы;
  • проводит восстановительные мероприятия в отношении общедомовых помещений.

Поэтому РСО в ЖКХ никак не могут являться управляющими компаниями, т. к. не осуществляют подобных мероприятий и не решают коммунальные задачи.

Тем не менее, ресурсоснабжающие компании в состоянии принимать платежи от потребителей своих же услуг и заключать договора на данный вид деятельности. Когда собственники квартир многоэтажного дома, управляющие своим зданием в самостоятельном порядке (например, посредством ТСЖ), заключают контракт с РСО, то последняя принимает на себя роль исполнителя и оказывает коммунальные услуги.

Помимо этого, РСО в ЖКХ является непосредственным исполнителем в рамках следующих ситуаций:

  • если владельцы жилья до сих пор не выбрали оптимальный для себя способ управления жилым фондом;
  • если период действия прежнего способа истек, а новый еще не был установлен.

Все ситуации, в которых РСО приравнивается к УК, оговариваются в рамках правительственного постановления России №354.

Когда можно заключить договор напрямую с РСО, минуя ЖКХ?

В настоящее время потребители коммунальных услуг вправе заниматься заключением прямых соглашений с РСО, минуя ЖКХ. Сделать это позволено в следующих случаях:

  • если собственник проживает в частном доме;
  • если в рамках проведения общего собрания был избран подобный способ управления;
  • если УК или ТСЖ задолжали РСО свыше трех месячных сумм за коммунальные сервисы.

При возникновении подобных ситуаций владельцы недвижимости имеют возможность оформления прямого договора на поставку нужных услуг с РСО. Такой способ сопряжен с рядом положительных моментов:

  • не нужно держать на рабочих местах много государственных служащих;
  • отсутствует необходимость несения ответственности за деяния или бездействие недобросовестных соседей, которые не вносят платежи за КУ;
  • возможность найма подрядчиков на короткий временной период в целях проведения мер, связанных с восстановлением жилого фонда (а это, в свою очередь, способствует экономии по причине большой конкуренции в этой нише).

Если говорить об отрицательных моментах, возникающих в ходе заключения подобных договоров с РСО, можно выделить следующее:

  • разногласия между жителями могут привести к тому, что многоэтажное здание перестает подлежать качественному и эффективному управлению;
  • есть вероятность нерегулярного внесения платы за коммунальные услуги;
  • отсутствие возможности проведения капитального ремонта за счет средств, выданных Фондом содействия реформам ЖКХ.

Плюсы и минусы работы напрямую с РСО

Взаимодействие напрямую с РСО минуя ЖКХ имеет несколько положительных и отрицательных аспектов. Рассмотрим их в таблице.

Критерий Преимущества Недостатки
 Рисковые факторы Вероятность разорения управляющей организации стремится к нулю, т. к. потребитель оплачивает услуги напрямую Может снизиться качество управления жилым фондом в связи с противоречиями, возникающими между жильцами
 Распределение средств Оно является максимально справедливым, поскольку никто не несет ответственности за неуплату услуг другими жильцами Возможно, оплата услуг будет осуществляться жильцами нерегулярно в связи с нестабильностью доходов населения
 Удобство оплаты Средства вносятся строго на счет РСО, которая закреплена за каждым домохозяйством Придется оплачивать предоставляемые услуги в разных местах всем потребителям
 Дополнительные трудности Т. к. посредническое звено отсутствует, расчетные операции являются максимально простыми и прозрачными В процессе проведения расчетов могут возникать некоторые нюансы, требующие поиска нескольких путей решения

Ответственность РСО за расчеты

Согласно действующему законодательству, за все нарушения несет ответственность непосредственно исполнитель коммунальных услуг. Размер взысканий составляет 50% от суммы погрешности.

Т. е.когда РСО начинает принимать на себя роль исполнителя, на нее возлагается ответственность и по оплате штрафа. Если расчет неверный, пишется заявление исполнителю. В случае отсутствия ответа необходимо обращаться в РОСПОТРЕБНАДЗОР, суд, прокуратуру.

Такие методы способствуют повышению качественных характеристик КУ и повышению прозрачности расчетных операций.

Планируемые нововведения

Жилищное законодательство постоянно совершенствуется и обновляется. Прямое тому доказательство – выход нового закона в 2018 г., позволяющего сторонам (РСО и жильцам) заключать договоры напрямую минуя ЖКХ. В ближайшее время планируется усовершенствовать системы расчетно-оплатных мероприятий и добиться повышения качества оказываемых коммунальных услуг.

Заключение

Организации, снабжающие население ресурсами – важнейшие звенья во всей структуре ЖКХ. Их задача – бесперебойная поставка воды, газа, света и поддержание качества услуг на соответствующем уровне.

Источник: https://uslugi-zhkh.ru/zhilishhnye-uslugi/rso-v-zhkh/

Исполнитель коммунальных услуг

Любые ресурсы, которые доставляются в ваш дом, а именно электричество, вода, тепло и газ, согласно 4 части статьи 154 Жилищного кодекса РФ называются коммунальными услугами. Они производятся и предоставляются различными компаниями, о которых и пойдёт разговор.

Управляющая компания

Сначала разберемся с расшифровкой непонятных аббревиатур, чтобы в будущем не возникало трудностей. УК (или УО) расшифровывается, как управляющая компания (организация). Ресурсоснабжающая организация в дальнейшем будем именоваться, как РСО.

Это интересно! Раз уж мы затронули два фигурирующих лица, то скажем и о третьем. Потребители – это жильцы многоквартирных или малоквартирных домов, или люди, проживающие в частных домах. Простыми словами, лица, для которых эти самые услуги и производятся.

Управляющая компания же содержит, управляет и эксплуатирует жилищный фонд в связи с договором между владельцами недвижимости и самой организацией, т.е. когда мы говорим о том, кто является исполнителем коммунальных услуг, мы подразумеваем УО.

Простыми словами, она является посредником между проживающими лицами в многоквартирных домах и ресурсоснабжающей организацией. Иногда, возможно заключения договоров напрямую между РСО и собственниками, но об этом чуть позже.

Также в деятельность управляющей компании входит содержание в надлежащем виде жилого фонда, своевременный сбор средств на капитальный ремонт.

Понятие ресурсоснабжающей организации

РСО для простых потребителей приходится производителем коммунальных услуг. Давайте разберём их деятельность более подробно. Помимо обозначенных выше коммунальных услуг: водоснабжение, тепло, электроснабжение и газовые поставки; Ресурсоснабжающая организация так же занимается следующими видами деятельности:

  • ликвидацией грызунов и насекомых;
  • утилизацией мусорных отходов;
  • освещением близлежащих участков и дворов;
  • установкой общедоступных антенн для телевизоров.

Таким образом, РСО производит и доставляет все возможные коммунальные услуги. По закону их деятельность регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации.

Взаимоотношения РСО и УК

После того, как мы разобрались с аббревиатурами, и чем занимается каждая из организаций, давайте рассмотрим, какое взаимодействие происходит между управляющей компанией, РСО и собственниками жилых помещений. Начнём с двух юридических лиц. Они заключают двухсторонний договор на поставку коммунальных услуг.

На ресурсоснабжающую организацию возлагается ответственность по производству и доставке бытового обслуживания. В свою очередь, управляющая организация отвечает за сбор денег с собственников и перевод средств РСО.

Хоть схема и проста для понимания, на практике часто возникают трудности из-за непрозрачности деятельности жилищно-коммунального хозяйства.

Взаимоотношения УО и собственников жилья

Как и в первом случае, между двумя сторонами заключается договор, в котором прописаны права и обязанности каждого. Владельцы жилищных помещений и имею право на:

  • получение коммунальных услуг в полном объеме;
  • требование проверки качества предоставляемых ресурсов;
  • получение обязательной информации, прописанной в договоре;
  • требование материальной компенсации за нанесенный ущерб, если коммунальные услуги были в ненадлежащем качестве.

Обязаны:

  • своевременно вносить абонентскую плату;
  • сообщать о нарушениях во внутридомовых инженерных системах;
  • использовать комнатные приборы учёта;
  • обеспечивать проверку счётчиков и инженерных систем.

Исполнитель же несколько больше обязательств, перечислим самые важные из них:

  • производить расчёт по коммунальным услугам;
  • техническое обслуживание внутридомовых систем;
  • подписывать договор с РСО о закупке коммунальных ресурсов;
  • обеспечивать потребителя коммунальными услугами.

Список можно продолжать до бесконечности, обязательства перед собственниками велики и обширны, поэтому и спрос с УО будет больше.

Взаимоотношения РСО и собственников жилья

Может показаться, что никакого взаимодействия между ними нет и всё предельно просто, но это не так. При наличии управляющей организации, ресурсоснабжающая организация и собственники никак не связаны.

В редких случаях, РСО можно рассматривать, как исполнителя коммунальных услуг. Это происходит тогда, когда управление многоквартирным домом осуществляется этими способами:

  • при помощи УК;
  • с помощью кооперативного объединения;
  • напрямую собственниками жилья.

Это три наиболее популярных варианта, когда энергоснабжающая компания становится исполнителем в жкх. Чтобы узнать более подробную информацию, следует обратиться к 354-му постановлению Российской Федерации.

Может показаться, что если снабжающая организация занимается оказанием предоставления услуг и сбором платежей, то управляющая компания вовсе не нужна и можно обойтись без неё. Но не всегда это только положительный момент.

Давайте рассмотрим достоинства и недостатки такой ситуации. Сначала затронем «плюсы» прямых договоров:

  • отсутствие расходов на содержание УО;
  • собственники не будут страдать из-за соседей, которые несвоевременно платят по счетам;

К главным «минусам» можно отнести:

  • придётся оплачивать предоставление услуг в разных местах, это не всегда удобно;
  • возникновение трудностей при перерасчётах.

Как мы видим, не всё так однозначно при заключении договора о ресурсоснабжении напрямую. Жильцы каждого дома выбирают способ управления на свой страх и риск, исходят из того, что подходит им больше всего.

Если мы говорим о заключении договора между РСО и юридическими лицами на предоставление коммунальных услуг организациям, то всё зависит от регионального законодательства. Чаще всего, договоры заключаются напрямую и ЖКХ не участвует в этой цепочке.

Читайте также:  Описание того, как проверить телефон на оригинальность

Обязанность УО при прямых договорах

Ресурсоснабжающая организация - это исполнитель коммунальных услуг или кто?

УК продолжает нести ответственность за обеспечение инженерных внутридомовых систем к бесперебойной работе. Также они принимают заявки от собственников жилых помещений по поводу работы не надлежащего качества.

Компания обеспечивает взаимодействие между РСО и владельцами недвижимости.Ответственность за качество предоставляемых ресурсов разделена по границе дома. Если нарушения в работе коммунальных услуг произошли до поступления в жилищный фонд, то перерасчёт идёт со стороны РСО. При несоблюдении качества во внутридомовых инженерных системах, материальную компенсацию выплачивает УК.

Заключение

Теперь подведём краткий итог, чтобы точно никто не запутался. Расшифровка РСО и УК – ресурсоснабжающая организация и управляющая компания соответственно.

Первая занимается тем, что производит и транспортирует их до жилищного фонда. Вторая обеспечивает своевременную оплату и уход за многоквартирными домами.

Важно! Исполнителем ресурсоснабжения является именно УО, в некоторых же случаях возможно заключение договора на поставку коммунальных услуг с РСО напрямую. Юридические лица используют этот способ чаще всего. Тема коммунальных услуг обширна и необъятна. Хорошо если вы нашли ответы на интересующие вас вопросы.

Источник: https://okommunalke.ru/voprosy/ispolnitel-kommunalnyh-uslug

Актуальные споры потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Гражданин-потребитель, как правило, в правоотношениях выступает слабозащищённой стороной. Именно поэтому с целью установления баланса интересов было разработано законодательство о защите прав потребителей.

Одной из сфер, где правовому положению потребителей уделено особое внимание, является сфера предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Контрагентами потребителя в складывающихся в этой сфере отношениях выступают ресурсоснабжающие организации ― бесспорные монополисты на рынке предоставления коммунальных услуг, а также управляющие организации, конкуренция между которыми весьма ограничена.

В настоящей статье даётся анализ самых «проблемных» споров с точки зрения защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ресурсоснабжающая организация как исполнитель коммунальных услуг

В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или ресурсоснабжающая организация (при непосредственной форме управления многоквартирным домом).

Указанное правило Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ― ЖК РФ) является императивным.

Это означает, что в случаях, когда собственниками помещений в многоквартирном доме выбран отличный от непосредственной формы способ управления многоквартирным домом, ресурсоснабжающая организация не может являться исполнителем коммунальных услуг.

Вместе с тем, несмотря на указанное императивное правило, суды позволяют себе давать двоякое толкование системе договорных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Так, предметом рассмотрения в Верховном суде Российской Федерации стало заявление о признании недействующим пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Постановление № 354), согласно которому управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключённому управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключённого управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

По мнению заявителя, указанная норма ограничивает право собственника жилого помещения на реализацию его волеизъявления, выраженного в решении общего собрания, закрепившего порядок ведения управления управляющей организацией путём определения даты предоставления коммунальных услуг этой организацией.

Разрешая дело, суд указал, что управляющая организация не может оказывать коммунальные услуги потребителям без заключения договора поставки коммунальных ресурсов с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Доводы о том, что оспариваемое нормативное предписание порождает неопределённость в вопросе внесения платы за предоставленные коммунальные услуги, суд посчитал необоснованными. Ресурсоснабжающая организация, как и управляющая, может являться исполнителем коммунальных услуг.

Договор, содержащий положение о предоставлении коммунальных услуг, заключённый путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключённым потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.

Соответственно, в период, в течение которого выбранная управляющая организация ещё не заключила договора поставки коммунального ресурса, ресурсоснабжающая организация признаётся исполнителем коммунальных услуг, несмотря на наличие лица, осуществляющего управление многоквартирного дома1.

Плата за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды

Коммунальные услуги, потребляемые в результате использования общего имущества в многоквартирном доме, признаются общедомовыми нуждами. Плата за общедомовые нужды осуществляется исходя из установленных нормативов потребления.

Однако в случае, когда в многоквартирном доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учёта, их размер определяется как разница показаний коллективного (общедомового) прибора учёта и суммы показаний индивидуальных приборов учёта.

Расчёт размера платы за общедомовые нужды сопряжён с появлением так называемых небалансов, которые также подлежат оплате.

Причины их возникновения разные: плата за потребляемые коммунальные услуги по нормативу (появляется сверхнормативное потребление), непредставление ежемесячных показаний приборов учёта, потери в сетях вследствие их ненадлежащего содержания лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

В любом случае, перед участниками отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг встаёт вопрос: кто же должен оплачивать возникающие небалансы при потреблении коммунальных услуг на общедомовые нужды?

Абзацы второй и третий пункта 44 Постановления № 354 закрепляют в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учёта, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведённым в установленном порядке, решения о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объём коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счёт собственных средств.

При этом установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Постановления № 354 порядок расчёта не распространяется на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

Позиция Верховного суда Российской Федерации по данному вопросу сводится к тому, что отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.2

Указанная позиция суда во взаимосвязи с вышеприведённой по вопросу о том, может ли ресурсоснабжающая организация являться исполнителем коммунальных услуг, порождает неравенство субъектов.

Если судами установлено, что ресурсоснабжающие организации, наряду с лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, могут являться исполнителями коммунальных услуг, то почему же в вопросе платы сверхнормативного потребления на общедомовые нужды такие исполнители «остаются в стороне», в результате чего потребители вынуждены самостоятельно нести все расходы, связанные с общедомовым потреблением.

Так, жители г. Дзержинска Нижегородской области обратились в суд с требованием признать действия ресурсоснабжающей организации по выставлению счетов на оплату электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды, противоправными.

Ресурсоснабжающая организация является поставщиком коммунальных ресурсов, в то время как исполнителем коммунальных услуг выступает управляющая организация.

В этой связи управляющая организация, как исполнитель, должна выставлять потребителям счета на оплату электроэнергии, потребляемой в том числе на общедомовые нужды.

Вместе с тем суд посчитал иначе. В отсутствие договора, заключённого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, ресурсоснабжающая организация вправе выставлять платёжный документ и взимать плату как за электроэнергию, потребляемую в индивидуальных помещениях, так и за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды.

В указанных условиях ресурсоснабжающая организация может быть отнесена к исполнителю коммунальных услуг.

Если управляющая организация не заключила договоров поставки коммунального ресурса, ресурсоснабжающая организация обязана приступить к предоставлению коммунальных услуг соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Важно отметить, что ранее тот же Дзержинский городской суд Нижегородской области придерживался другой позиции.

«Исходя из анализа указанных правовых норм следует, что производить расчёт и взимать плату за подачу жителям многоквартирных домов электрической энергии имеет право лицо, обладающее статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги, который, в свою очередь, зависит от выбранного собственниками жилых помещений в многоквартирных домах способа управления домами, в связи с чем ресурсоснабжающая организация имеет право взимать плату и выставлять квитанции за поставляемые ресурсы только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками расположенных в нём помещений либо на основании принятого в установленном порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации».4

Таким образом, ресурсоснабжающая организация не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жителей многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющей организацией или товариществом собственников жилья, плату за потреблённую электроэнергию на общедомовые нужды. Указанные действия являются незаконными.

Споры о качестве предоставленной коммунальной услуги

Одним из условий надлежащего оказания услуги является её качество. Статья 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» качество услуги определяет как её соответствие обычно предъявляемым требованиям и пригодность для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Несмотря на кажущуюся простоту формулировки, доказать качество оказанной услуги зачастую бывает не просто. Особенно когда дело касается оказания коммунальных услуг.

Определение понятия «коммунальные услуги» содержится в Постановлении № 354.

«Коммунальные услуги» — это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Таким образом, процесс оказания услуги заключается в передаче исполнителем потребителю коммунального ресурса — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, сточные бытовые воды. Соответственно, услугами являются холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Общим критерием качества для всех оказываемых коммунальных услуг является их предоставление без перерывов или с допустимой продолжительностью перерыва.

Каждый отдельный вид услуги обладает своими параметрами качества: холодное, горячее водоснабжение и газоснабжение — состав и свойства, давление; горячее водоснабжение и отопление — давление и температура; электроснабжение — напряжение и частота электрического тока.

Ответственность исполнителя за нарушение качества коммунальной услуги складывается из нескольких составляющих: исполнитель обязан произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу, а потребитель вправе требовать уплаты неустойки.

Размер неустойки подлежит определению в соответствии с законодательством о защите прав потребителя.

При этом, если требование потребителя об уплате неустойки не будет исполнено в добровольном порядке, в суде с исполнителя будет взыскан штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя.

Из правоприменительной практики следует, что основанием для перерасчёта размера платы за коммунальные услуги являлся лишь акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. При этом относимым и допустимым доказательством по делу будет являться только акт, составленный в соответствии с требованиями законодательства5.

Обязанность по организации и проведению проверки факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, лежит на исполнителе коммунальных услуг. Указанной обязанности корреспондирует право потребителя требовать проведение проверки качества предоставляемых коммунальных услуг и составления соответствующего акта по результатам её проведения.

Так, Б. обратилась в суд с иском к ООО «Завитинская Управляющая компания» об изменении размера оплаты коммунальных услуг по отоплению в связи с тем, что услуги по отоплению оказывались ненадлежащего качества, с нарушением температурного режима.

Указанное требование было удовлетворено судом первой инстанции, а также оставлено в силе судами апелляционной и кассационной инстанций по причине того, что факт оказания услуг ненадлежащего качество подтверждался соответствующим актом.

При этом нарушение температурного режима произошло не только в квартире истца, а потому доводы ответчика о зашлакованности радиаторов отопления в жилом помещении истца и, как следствие, нарушении теплового контура, не могут быть учтены судом.6

Зачастую по указанной категории споров потребители коммунальных услуг предпочитают обращаться не с самостоятельным иском, а заявлять его в качестве встречного требования.

ООО «Тёплый дом» обратилось в суд с иском к ответчикам  Б.М., Б.И., Б.А. о взыскании солидарно задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Ответчики с иском не согласились, суду пояснили, что в трёх комнатах и кухне занимаемого жилого помещения, ввиду аварийного состояния, были демонтированы радиаторы отопления. Для обогрева жилого помещения ими используется альтернативный источник отопления.

Ранее истец самостоятельно производил ему начисление платы за отопление только исходя из площади комнаты, в которой находится рабочий радиатор отопления. Впоследствии начисление стало производиться исходя из остальной площади квартиры.

Судом было установлено, что по факту, изложенному ответчиками, был составлен акт технического освидетельствования системы отопления и горячего водоснабжения, согласно которому температура воздуха в квартире ответчиком составляла + 140С.

Поскольку доказательств предоставления надлежащего качества указанных услуг не имеется, акт об устранении недостатков предоставления коммунальной услуги составлен не был, температурный режим в квартире ответчиков не измерялся, то суд первой инстанции верно установил, что в спорный период услуга по отоплению ответчикам в полном объёме не предоставлялась и у ООО «Тёплый дом» не имелось достаточных оснований для начисления ответчикам платы за данный вид коммунальной услуги.7

Вышеприведённые позиции судов ещё раз показывают незащищённость потребителей в данных категориях споров. В этой связи требуется существенная корректировка действующего законодательства в области оказания жилищно-коммунальных услуг с точки зрения переориентации его на защиту прав и законных интересов потребителей таких услуг.

Источник: http://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?694

Ссылка на основную публикацию